аркадий дмитриев
Главная Ученики  

Вперёд! Вперёд! Вперёд! И да здравствует Победа!

Необходимо переосмыслить ценности и подойти к этому серьёзно. Задать себе вопросы: «Что даёт мне то, что сейчас окружает меня? Есть ли в нём место для красоты, цветов, для других людей? Нужна ли мне гитара, в конце концов? Ведь потрачено будет огромное количество времени и труда, и какой будет результат? Найду ли я применение своему мастерству?»

Мало быть гитаристом! Надо быть музыкантом! Таким как Ростропович, Коган, Венгеров. Эти имена знает весь мир, потому что их свет невозможно затмить ничем, он остаётся и после смерти.

Надо хорошо разбираться в музыкальных жанрах и направлениях, знать природу и возможности различных инструментов и правильно, со вкусом их сочетать. Надо в совершенстве владеть своим инструментом. Надо уметь отличать красоту от безвкусицы, чувства от эмоций. Почему, в конце концов, в музыкальных школах дети изучают классическую музыку и творчество композиторов классиков. Почему за целый год в музыкальной школе надо изучить по программе всего три произведения для годового экзамена. Может быть – это сложно. Очень сложно! Это и есть Совершенство. Ребёнок играет один перед взрослыми преподавателями, директором. Слышна каждая нота. Каждая неточность снижает оценку.

Как-то я спросил своего ученика, достигшего определённых успехов в игре, почему он бросил заниматься на классической гитаре и решил освоить электрогитару. Ответ был честным: «Трудно! Требует постоянных занятий». Согласен, трудно. Но ведь за упорный труд всегда будет награда – мастерство, Совершенство и людское признание. Но это только начало творческого пути, потому что некогда останавливаться на достигнутом – это начало падения. Совершенство требует постоянных занятий, постоянного роста, продвижения к новым рубежам, овладение этими рубежами и снова вперёд.

Оно требует наличие определённых внутренних качеств: самообладания, гармонии, чистоты, бесстрашия, воли, собранности и постоянной готовности действовать. Оно требует ясности мысли, трезвости ума, и это – далеко не всё.

Часто спрашиваю новых учеников «Какая музыка нравится?» и часто слышу ответ: «Rock-музыка!», т.е. музыка и песни в исполнении различных Rock-групп. На вопрос «Что именно нравится в творчестве той или иной группы?» отвечают примерно одинаково: «Прикольные песни, рифы, соло»

– Что значит «прикольные»?

– Это значит чёткие!

– Что значит «чёткие», может быть красивые?

– Ну, я не знаю, все слушают. Модная команда, модная одежда, модный звук. Модно быть гитаристом.

Получается, что нам не оставляют выбора.

Внимание! Я считаю, что любой молодой начинающий музыкант, должен иметь свою точку зрения по всем вопросам, не быть, как все, а быть уникальным в своём роде. Тогда и люди будут тебя уважать.

Если быть как все, слушать, играть, говорить и выражать своё мнение, тебя никто не заметит, потому что таких, как ты, превеликое множество. Чаще задавай себе вопросы «Что даёт мне эта музыка? Расту ли я вместе с ней?» Настоящая музыка делает человека «целостным» – это умение играть, воплощать свои идеи, давать объёктивную оценку услышанному. Она делает человека уверенным в себе, в своих решениях, она не даёт человеку грустить, она заставляет его размышлять. Данное описание – лишь малая часть этого понятия.

Настоящая музыка говорит. Как человек излагает мысль в разговоре, так и в музыке есть понятие «музыкальной речи» – красивые, правильно построенные фразы, законченные предложения. Из покон веков музыкальные инструменты всегда подражали человеческому голосу. Прежде чем записать какую-либо партию на ноты, композитор всегда сначала напевает её, наигрывает, вычищает от всего лишнего, доводит до максимальной степени простоты и доходчивости.

Очень важно дальше правильно выбрать инструмент, который более других сможет донести до слуха всё, что задумал композитор.

Всё, что не может пропеть человеческий голос, обычно исключается из партии или мелодии. Речь здесь не идёт о сложных вариациях, виртуозных капричо, целью которых является нарабатывание техники. Мы говорим о музыкальной речи.

Дам совет начинающим, тем, кто пробует свои силы в творчестве. Перед формировании партии, либо какого-либо рифа надо чётко представлять то, о чём ты хочешь сказать людям. Иначе все старания пропадут даром. Нужен образ, замысел, интрига. Начни с изображения птиц, зверей (это обязательно должно быть что-то живое), растений и т.д.

И вот тут-то понадобится настоящий педагог, который расскажет, как всё это делается, который быстро оценит уровень ученика и определит правильное направление в обучении. Все великие мастера брали частные уроки. Ученик может вообще не замечать своих ошибок и погрешностей, своих слабых сторон, не замечать, что гитара не стрОит, что гриф кривой и т.д. и считать себя самым «крутым», потому что некому было указать на это. Потому, что «все так играют». Но вдруг начинает играть преподаватель, который играет так отчётливо, с такой техникой и уровнем владения инструмента, что ученик теряется, хотя всё происходит перед глазами. Не верится, что в нашем городе кто-то может играть «Трилогию» И. Малмстина или «24 капричо» Н. Паганини. Цель этой демонстрации не поразить, а донести древнюю истину «Что сделал один, может и другой. Я человек и ты - человек».

Трудись и всё приложиться тебе. Часто спрашивают: «Я смогу через месяц играть?», «Я смогу через год сыграть “то-то” и “то-то”?» Ответ всегда один и тот же «Сможешь, если будешь постоянно заниматься».

Первую аккордовую последовательность («частушки» Dm>Am>E>Am) я разучил за три дня, а один из моих бывших учеников не одолел и за два месяца.

Вывод – лень!

Многие ученики в первый раз идут с недоверием в способностях педагога. Они как будто спрашивают: «Доктор, я пришёл к вам на приём, но не уверен, что вы меня вылечите!» Я бы сразу указал таким на дверь, но тогда в сердце пришедшего, наряду с недоверием в людей, возможно, поселится и обида.

Ученик! Ты должен чётко представлять, какова твоя цель:

— полное овладение инструментом

— концертная деятельность

— совершенствование уже имеющегося уровня

— умение аккомпанировать при исполнении песен (в кругу друзей, у костра или любимому человеку)

Один ученик говорит «Хочу быть соло-гитаристом». Да не бывает соло-гитаристов, бывают сольные партии для инструментов, а дирижёр решает, кому их доверить.

Настоящий гитарист должен уметь аккомпанировать, играть и уметь подбирать соло, импровизировать, слышать других в коллективе, обладать чувством ритма, знать нотную грамоту и ещё много чего…

Тех, кто готов ступить на путь Совершенства, кто не боится трудностей, кто готов заниматься в полную силу, чтобы достичь мастерства, я приглашаю в школу «Путь к Совершенству».

Аркадий Дмитриев

 

Все права защищены © 2009 «Путь к Совершенству»
Использование материалов сайта разрешается только с согласия авторов.
Хостинг от uCoz